Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования "Усть - Кудинский детский сад"
Меню сайта
Страницы педагогов
Категории раздела
Статьи педагогов [16]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки



Главная » Статьи » Статьи педагогов

Занятия

ЗАНЯТИЕ 1

«Я — единственный на планете»

Задачи: знакомство детей друг с другом и психолога с группой; создание доброжелательной атмосферы на занятиях; первое знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в кабинет, располагаются.

Ведущий. Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало. Пока мы тут с вами болтали, смеялись, вокруг нас происходило много событий. В соседней группе дети готовились к занятию, цветок рос, машина ехала, птица летела мимо окна, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над городом пролетел самолет. И все это одновременно, но мы ничего этого не осознаем, не слышим. Человек не может, конечно же, все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосредоточиться на чем-то одном.

Дети с закрытыми глазами поочередно слушают звуки на улице, в кабинете, в коридоре, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы.

Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад. И все это бегом, и заметить, остановиться, понюхать цветочек нет времени. А планета кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всходит… Закройте глаза, представьте: над красивым черным космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглобокая планета. Она кружится, на ней живут люди, зверюшки бегают, прыгают, бабочки летают. Давайте присмотримся к планете внимательнее, еще внимательнее…

Откройте глазки, вы заметили одну удивительную вещь? Нигде-нигде на планете больше нет ни одного вот такого малыша, нет больше нигде вот такой замечательной красавицы, на всей планете одна вот такая разъединственная девочка и, сколько ни присматривайся, нигде больше на всей планете нет такого очаровательного мальчика. Нет такого второго ребенка нигде.

Все это очень искренне говорится о каждом ребенке. В этот момент психолог обращается к группе через «ты». «Ты на свете один такой единственный, второго такого существа нет нигде, сколько бы мы ни искали». Слово «существо» произносится очень нежно, с восторгом, как слово «чудо».

Ведущий. Давайте наконец познакомимся. Чтобы все видели друг дружку, сядем в кружок.

Игра «Снежный ком»

Дети по кругу называют сначала имена всех уже представившихся, а затем свое имя. Психолог завершает круг, называя по именам всех детей, а затем называя свое имя.

Ведущий. Замечательно, оказалось, что у всех вас есть прекрасные имена. Ну-ка, дайте я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все одинаковые.

Психолог выдерживает выразительную паузу на слове «одинаковые», давая детям возможность прийти в себя и возмутиться. Когда они возмутились «мы разные», психолог говорит:

Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши... А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убедили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь.

Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внутренний мир. Слова «внутренний мир» произносятся отдельно.

Что такое внутренний мир? То есть понятно, что такое внешний мир. Это природа, небо, солнце. А внутренний? На самом деле в нашем внутреннем мире тоже есть небо, солнце. И если на солнышко находят тучки — настроение портится, идет дождь — бегут слезки, светит солнышко — хорошее настроение, поем песенки. От того, какое у нас настроение, зависит почти все остальное. В плохом настроении проявляются те черты характера, которые, может быть, не проявляются в хорошем. У «внешности» при плохом настроении надутые губы, все привычки отодвинуты в сторону, человек грустит, в мяч не гоняет, в куклы не играет (все говорится капризным тоном).

Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты.

А как выглядит веселый человек? Прыгучесть повышенная, все встали, вот мы веселые, попрыгали, хочется обнять все небо, руки раскинули, вот устали.

Как выглядит уставший человек? Уф, выдохнули, пополам согнулись, руки тяжелые, упали все, лежим, отдыхаем.

Что мы только что делали? А как мы это делали? Правильно, внутреннее состояние человека можно передать многими способами. С помощью жестов. Давайте все грустно помашем вслед рукой… При этом наша грусть написана на лице. Это наша мимика. Давайте мимикой покажем, какие мы сонные, хотим спать, глазки слипаются. Еще у нас есть голос, интонация. Давайте голосом покапризничаем: «Мама, не хочу вставать». Все эти приспособления — жесты, интонация, мимика — действуют вместе. И вообще, мы очень сложные и разные существа, несмотря на то что у всех у нас по два глаза, по две руки, по две ноги, по одному носу.

Чтобы представить себе, кто мы такие, какие мы удивительные и уникальные, ни на кого не похожие, давайте мы дома, как только проснулись, только-только открыли глазки, не причесываясь, не умываясь, сразу же подбежим к зеркалу. Удивимся себе — кто же мы такие, какие мы интересные, ой, какие у меня замечательные веснушечки, какие реснички, ой, какие у меня зубки. Вы посмотрите на себя в зеркало и расскажете потом мне, кого вы там увидели, что вам понравилось, что нет.

А сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!

ЗАНЯТИЕ 2
«Волшебные средства понимания»

Задачи: развитие у детей понимания и чувствования друг друга; развитие эмпатии; дифференцировка слухового восприятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть сейчас возможность снова сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время.

Меня зовут Елена Владимировна, и я очень люблю вышивать…

Психолог зажимает свободный конец нити крепко в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив.

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем паутина распускается. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени.

В прошлый раз мы с вами говорили о том, какие мы все разные. У каждого из нас есть свои жесты, мимика, интонация. И с помощью жестов, мимики, интонации мы можем показать другим людям, какое у нас настроение, и можем узнать, какое настроение у другого человека. А как мы можем помочь человеку, которому грустно, плохо? Что вам помогает, когда вам трудно, когда вы провинились, когда вас обидели? Что особенного умеют делать люди, с которыми вам приятно общаться, что их отличает? (Улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый, ласковый голос, мягкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека). Можем ли мы эти средства понимания назвать «волшебными»? Почему? Можем ли мы с вами применять эти волшебные средства, когда?

Давайте сейчас посмотрим, умеем ли мы пользоваться этими волшебными средствами, понимаем ли мы их.

Игра «Кто тебя позвал, узнай»

Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза — водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего — отгадать, догадаться, кто его позвал.

Ведущий. Молодцы, ребята. Вы очень внимательны и умеете различать отдельные оттенки интонации разных людей. А теперь давайте попробуем по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой):

— Пойдем играть.

— Дай мне игрушку и др.

Ведущий. Да, вы хорошо умеете показывать интонацией свое настроение. А как вы умеете показывать то, что вы чувствуете, жестами? Умеете ли вы запомнить и повторить жест, движение, позу, которую увидели?

Игра «Повтори позу»

Все дети, кроме одного (водящего), отворачиваются. Водящий в какой-либо позе садится на стул, после чего психолог молча дотрагивается до одного из детей. Ребенок, до которого дотронулся психолог, поворачивается и в течение трех секунд старается запомнить позу водящего, после чего занимает его место, стараясь повторить то, как сидел водящий. Психолог дотрагивается до следующего ребенка — и так до тех пор, пока на стул не сядет последний участник игры. Дети обсуждают, насколько правильно они запоминали позу предыдущего участника и что в итоге получилось.

Игра «Доброе животное»

Ведущий. А теперь встаньте в круг. Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 3. «Ассоциации»

Задачи: развитие интереса к себе; развитие вариативности мышления; творческое самовыражение.

Материалы: пары предметов, одинаковых по сути, но разных по характеру, внутренней динамике, — одинаковые вазы разных цветов, одинаковые колокольчики с разными голосами и др.; бумага; цветные карандаши, краски; кассета с аудиозаписью спокойной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Итак, здесь собрались замечательные человечки, неповторимые и единственные. Один не похож на другого, хотя кое-что общее все-таки есть. Что же у вас одинаковое? Чем вы можете быть похожи между собой? А похожи, допустим, вот эта дверь и эта дверь между собой и чем они отличаются? А характеры у этих дверей одинаковые или разные?

Таким же образом сравниваются приготовленные пары предметов. Эта работа проводится столько, сколько потребуется группе для понимания ассоциации, мысли психолога о разных характерах.

Согласитесь ли вы, что каждый предмет в этом кабинете имеет свой характер? И любая вещь в мире вообще имеет свой характер: чемодан, дерево, цветок и т.п. У разных чемоданов разные характеры, у каждого дерева свой характер.

И у вас у каждого тоже свой характер. Отзывчивый, трудолюбивый, ласковый, добрый. У всех вас разныехарактеры. Если у вас разные характеры, но вы бываете друг на друга похожи, и у вещей характеры разные, но они тоже бывают друг на друга в чем-то похожи, могут ли вещи быть похожи на людей? Вот этот цветок может быть похож на эту девочку? Такой же пушистый, кудрявый. А вот этот мячик на этого мальчика? Такой же веселый попрыгунчик. Если приглядеться к нашему миру, то можно подсмотреть много похожих моментов, из которых складывается волшебное слово «ассоциация». Вот, например, этот мальчик ассоциируется у меня с грибочком, который сидит и выглядывает из травки. А эта девочка ассоциируется у меня с бабочкой, которая сложила крылышки и отдыхает на цветочке.

Ассоциируется — значит вызывает у меня похожее ощущение, чувство, когда я на него смотрю. Представьте белочку, прыгающую с дерева на дерево: веселая прыгающая белочка. И представьте девочку, прыгающую со скакалкой. Похожи белочка и девочка? Это ассоциация с животным. Давайте попробуем найти ассоциацию с погодой. Мальчик бежал, упал, разбил коленку, заплакал. Тучки небо затянули, дождик идет. Мальчик два раза носом шмыгнул и улыбнулся наконец. Ветерок подул, тучки рассеялись, солнышко выглянуло. Солнышко блестит, мальчик улыбается. Похожее настроение? Ассоциации ищут именно по настроению и по характеру. Ворчливый шмель похож на дедушку, потерявшего очки, звенящий ручеек похож на голосок младшей сестренки, строгая серая шляпа похожа на папу во время работы, тепленькая варежка похожа на мамин голос.

Игра «Ассоциации»

В центре детского круга ставится любой предмет. Психолог подходит за спиной к каждому ребенку и предлагает ему вариант ассоциации с этим предметом (с погодой, настроением и т.п.).

Затем включается запись спокойной музыки, дети ложатся и закрывают глаза.

Ведущий. Закрыли глазки. Где-то за стенами нашего детского сада бегут машины, шумят деревья, в траве прыгают кузнечики, с цветка на цветок перелетает пчелка. Где-то плавают рыбки среди водорослей, где-то еще дальше река впадает в океан, в океане плавают киты, дельфины, над океаном парят чайки. С высоты полета чайки виден островок посреди океана, на острове растут пальмы, на пальмах бананы, под пальмой сидят обезьянки, симпатичные, грызут бананы, между пальмами летают яркие разноцветные попугаи.

Наш мир состоит из множества красок, наполнен множеством существ и предметов. Все они очень разные, но у всех у них найдется что-то общее. Среди всего разнообразия нашей планеты разыщите, пожалуйста, предметы, растения или животных, которые похожи на вас. Может быть, это даже будут такие существа и такие растения, которых никто никогда не видел. Поищите и запомните их.

Психолог просит детей открыть глаза и, не вставая, потянуться, поменять позу, посмотреть на себя.

А теперь нарисуйте, пожалуйста, то, что вы нашли похожим на вас в вашем путешествии.

Включается спокойная музыка, и дети рисуют свои ассоциации. Затем проводится выставка рисунков, обсуждение и занятие заканчивается.

ЗАНЯТИЕ 4. «Наши имена»

Задачи: идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие мы начнем с того, что вы еще раз расскажете о том, как путешествовали по нашей планете, что вы увидели и нашли ли что-нибудь, похожее на вас. Возьмите свои рисунки и расскажите о них подробнее.

Проводится обсуждение рисунков.

С какими замечательными существами мы сегодня познакомились, и у каждого из них есть свое собственное имя. Совсем недавно я прочитала очень интересную сказку об имени. Хотите ее услышать?

Дети свободно располагаются на ковре, и психолог читает сказку.

СКАЗКА ОБ ИМЕНИ
(И.В. Вачков)

В давние времена в одном царстве жил-был маленький мальчик. Был он круглым сиротой и бродил по дорогам своей страны, прося милостыню и перебиваясь случайными заработками. Он совсем не помнил своих родителей и даже имени своего не знал. Закрепилась за ним кличка Оборвыш.

Однажды ночевал он в лесу у костерка. Только собирался съесть краюху хлеба, поданную ему днем сердобольным землепашцем, как вышел из темного леса высокий седой старик с большим посохом.

— Нельзя ли передохнуть у твоего костра? — спросил старик.

— Пожалуйста, дедушка! У меня и хлебушко есть. Угощайтесь!

Поел старик хлеба и взглянул на мальчика темными глазами, да так, что стало тому жутковато.

— Спасибо тебе, Оборвыш. Доброе у тебя сердце. И еще многое есть в тебе, чего ты сам не ведаешь.

— Откуда вы знаете мое имя? — удивился мальчик.

— Это не имя, а прозвище. Но мне и настоящее твое имя известно, — сказал старик. — Но не пришло еще время назвать его.

— Кто вы? — со страхом спросил мальчик.

— Я волшебник. А имя мое пока не скажу. Я знаю, что течет в тебе кровь колдунов и волшебников. Если хочешь, я возьму тебя в ученики.

Так стал Оборвыш учеником старого волшебника. Главное искусство, которому тот обучал его, — это умение раскрывать Тайну Имени. Много на земле народов и языков, и на каждом языке одна и та же вещь называется по-разному. Мальчику открылось, что все вещи в мире, и все люди, и все животные на земле имеют настоящие — тайные — имена. Тот, кто сумеет узнать подлинное имя предмета или человека, получает полную власть над ним.

— Любым человеком сможет управлять волшебник, знающий его настоящее имя, — рассказывал мальчику старик. — Но только когда тот сам находится в неведении о подлинном своем имени, принимая за него кличку или прозвище. Нельзя в таком случае волшебнику произносить вслух его подлинное имя.

— А что тогда будет?

— Если оно становится известно его носителю, то он обретает власть над самим собой и познает самого себя. И тогда уже никто не сможет управлять им, как игрушкой.

— Как же узнать человеку свое настоящее имя? Все это могут?

— Могут-то все, да не все хотят. Потому что совсем не просто — стать хозяином самому себе. Да и путь постижения своего имени бывает долгим и трудным.

— А я? Смогу ли я узнать свое подлинное имя?

— Ты узнаешь его, когда придет время. Но прежде я научу тебя определять настоящие имена других людей, животных и вещей.

— Разве это легче, чем узнать свое имя?

— Иногда легче.

Старый колдун десять лет развивал в мальчике умение определять подлинные имена вещей и людей. Оборвыш оказался очень способным учеником. Он мог, например, мысленно обратиться по имени к яблоне, и она протягивала к нему ветки, увешанные плодами. Он произносил в уме настоящее название топора, и тот, подчиняясь приказу, начинал колоть дрова.

Однажды спросил его старый волшебник:

— Скажи, каково мое настоящее имя?

Сначала пожал плечами Оборвыш, но потом понял вдруг и прошептал имя волшебника. При этом тихом звуке произошел обвал в горах, и вышла река из берегов.

— Ну, вот теперь и закончилось твое учение, — сказал старик. — Ты можешь все то, что умею я сам. Иди в мир. Используй свое искусство, но делай это только во благо людям. А мне осталось жить совсем немного…

— А как же мое подлинное имя, учитель? — воскликнул юноша. — Ты не скажешь его мне?

— Уже очень скоро ты сам узнаешь его. Прислушайся к себе.

И действительно, с недавних пор юный волшебник испытывал ощущение, будто внутри него горит маленький огонек, освещающий его собственные мысли и переживания. Этот огонек позволял ему как бы насквозь видеть предметы, окружающие его, и чувствовать удивительную, странную связь между ними и собой.

Простился Оборвыш со своим учителем и отправился странствовать по свету. Однажды в пустыне встретился ему разъяренный лев, готовый разорвать человека на части. Но посмотрел на него ласково молодой волшебник, мысленно назвал его по имени (а звучало оно приблизительно так — Гр-р-ау-рр), и сразу успокоился зверь, стал ластиться, как кошка. Вместе пришли они в большой город, где правил злобный властитель. Этот царь творил несправедливость и беззаконие, притеснял и обижал подданных. Была у него дочь, которая давно тяжело болела. Никто из врачей не мог ее исцелить, потому что не удавалось определить ее болезнь. Узнав об этом, явился Оборвыш во дворец и попросил встречи с царем, обещая излечить принцессу.

— Если не сумеешь помочь дочери — встретишься с палачом, — грозно предупредил его властитель. Пришел юноша в спальню принцессы, заговорил с нею, сказал ей о чувствах и переживаниях, точно определив их, а затем назвал и болезнь, приковавшую ее к постели. И болезнь сжалась в комочек, струсила и была с позором изгнана юным волшебником. Но даже радость от исцеления дочери не растопила злобное сердце царя. Тогда Оборвыш сказал ему несколько слов и произнес имя — то самое ласковое имя, которым когда-то давным-давно, в детстве называла правителя мать. Словно заклятье снялось: царь расплакался, смягчился и больше никогда уже не допускал злобы и несправедливости по отношению к своим подданным.

Так и жил Оборвыш со своим другом львом в этом городе, лечил больных, разговаривал с животными, раскрывал тайны, содержащиеся в тайных книгах. Но как-то раз стряслась беда: многоголовый змей напал на город, сжег много домов и утащил нескольких девушек. Пришли жители к Оборвышу и умоляли спасти их от этой напасти с помощью его волшебного искусства. Когда в следующий раз прилетел многоголовый змей, вышел Оборвыш на площадь и, взмахнув магическим посохом, мысленно произнес подлинное имя чудовища. Присмиревший змей опустился неподалеку. Был он так огромен и страшен, что даже лев, дрожа, спрятался за спиной Оборвыша. Поговорив со змеем, понял молодой волшебник, что тот — всего лишь игрушка в руках какого-то злого колдуна, также владеющего Тайной Имени. Тогда Оборвыш потребовал от змея показать дорогу к жилищу злодея.

Долго ли, коротко летел змей, но доставил он Оборвыша и его льва к подножию скалистых гор, где в пещере жил колдун. Только сделал Оборвыш шаг по направлению к пещере, как раздался ужасный грохот, земля задрожала под ногами, и между ним и пещерой образовалась трещина. Лев, прижав уши, перепрыгнул через пропасть и устремился к черной дыре в скале. Оттуда вышел человек в черном плаще с накинутым на голову капюшоном. Лицо, мелькнувшее под капюшоном, показалось Оборвышу знакомым. Человек махнул рукой, и Оборвыш уловил его мысленный приказ льву, сопровождаемый именем животного «Гр-р-ау-рр!». Лев остановился, заскулил и пополз на брюхе к ногам колдуна. А тот откинул капюшон, и Оборвыш увидел… себя!

— Да. Ты не ожидал встретить здесь свою копию? — усмехнулся колдун. — Все просто. Мы братья-близнецы, рожденные в семье волшебников. Нас разлучили с рождения, и мы пошли в жизни разными путями: ты — белой, а я — черной магии. Я знаю твое подлинное имя, а ты теперь, наверное, уже знаешь мое. И тебе, и мне понятно, какая мощь заложена в Настоящем Имени. Но обоим нам известны наши собственные имена.

— И если кто-то из нас воспользуется сейчас своим знанием и произнесет в уме имя другого… — начал догадываться Оборвыш.

— … то навсегда лишит его волшебного искусства и может превратить его в своего раба, — жестко сказал его двойник.

— И что же ты предлагаешь? — спросил Оборвыш.

— Давай объединимся. Два таких сильных колдуна, как мы, способны поработить весь мир. Ведь стоит нам произнести вслух имена друг друга, и мы многократно усилим нашу колдовскую мощь. На земле остались только мы двое, умеющие раскрывать подлинные имена. Владение миром или потеря этого великого дара. Выбирай!

— Объединиться с тобой — значит стать таким же, как ты, злодеем. Оставить тебе возможность творить зло было бы преступлением, — медленно проговорил Оборвыш (пылавший в нем огонек разгорался все ярче).

— Значит, ты готов стать моим слугой? — насмешливо спросил колдун.

Оборвыш отчетливо почувствовал его страх, тщательно спрятанный за усмешкой. И он понял причину этого страха: его противник знал, что никогда ему самому не удастся узнать своего подлинного имени, а Оборвыш, единственный, кто мог назвать его, отказывался это сделать. И вдруг юному волшебнику стало совершенно ясно, чего больше всего боится злой колдун: что его противник окажется способен сам познать свое имя.

— Нет, никогда я не стану твоим слугой, — уверенно сказал Оборвыш и взглянул в глаза двойнику.

Словно скрестились два невидимых меча, когда одновременно произнесены были в умах два имени, очень похожих — и очень разных. Оборвыш вплотную приблизился к своему противнику. Нескрываемый ужас отразился на лице его брата, и фигура его вдруг расплылась, потеряла форму. Словно легкое облачко окутало Оборвыша, питая его перетекающей силой. И растаяло.

Он стоял и улыбался. Он уже не был Оборвышем. Он чувствовал себя настоящим хозяином — самому себе. Потому что он сам осознал свое подлинное имя, опередив своего противника всего на несколько мгновений.

Ведущий. Понравилась вам сказка? А вы знаете свои имена? Как вы думаете, если имена звучат одинаково, на самом ли деле они абсолютно одинаковые?

Во время обсуждения психолог помогает детям понять, что даже одинаковые имена звучат по-разному — с разной интонацией, полные или сокращенные и т.п.

А как вас называют дома? У каждого из вас наверняка есть любимое и нелюбимое имя. Давайте каждый из вас дома с помощью мамы сделает рисунок или аппликацию «Ромашка». В центр цветка вы впишете свое имя, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к вам, когда сердится. На лепесток с обращением, которое вам нравится больше всего, наклейте божью коровку.

Сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!

ЗАНЯТИЕ 5. «Моя семья» (1)

Задачи: формирование чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивного отношения к своей семье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте сегодня поздороваемся особенным образом. Каждый из вас по очереди произнесет свое имя, а мы все вместе его повторим.

Ребенок произносит свое имя, остальные дети хором его повторяют. Затем следующий ребенок произносит свое имя и так далее.

Вы сегодня пришли на занятие с замечательными аппликациями. Давайте познакомимся с каждой поближе. Положите их, пожалуйста, перед собой так, чтобы все могли их видеть. Дашенька, расскажи нам, что нарисовано на твоем рисунке? Какой замечательный цветок получился у Даши!

Таким образом рассматривается работа каждого ребенка, и о каждом ребенке и его рисунке говорится что-нибудь хорошее.

Как здорово, сколько разных имен мы сегодня узнали! А вы заметили, ребята, даже если у кого-то имена и одинаковые, звучат они все равно по-разному. Давайте мы приклеим каждый к своему рисунку приготовленную дома ромашку. Теперь наши имена будут всегда с нами.

А сейчас я хочу вам рассказать сказку о мамонтенке, который искал свою маму.

Психолог рассказывает сказку по мультфильму.

МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА

Однажды далеко на севере на свет появился маленький мамонтенок. Никто не знал, откуда он взялся, да и сам мамонтенок не знал, кто он и кто его родители. Все, что он помнил, это то, как однажды во время снежной бури мама куда-то исчезла. Мамонтенок долго ее ждал, но потом устал, спрятался за большим сугробом и уснул. А когда проснулся, то оказалось, что никто никогда не видел таких зверей и не знает, где можно их найти. И только старый тюлень сказал, что видел похожих на мамонтенка животных далеко-далеко на юге. Он помог мамонтенку сесть на льдину и отправиться в дальнее путешествие. Много дней и ночей скитался мамонтенок по бескрайнему океану, и вот однажды его льдину прибило к очень странному берегу. Вокруг росли огромные зеленые деревья, летали разноцветные птицы, и было очень жарко. Вдруг с ближайшего дерева спрыгнул маленький шустрый зверек.

— Ты кто? — спросил он у мамонтенка.

— Я не знаю. А ты кто?

— Я — обезьянка.

— А ты случайно не встречала мою маму?

— Нет, но хочешь, я помогу тебе ее найти?

— Конечно, хочу, — обрадовался мамонтенок.

И они вдвоем пошли искать маму мамонтенка. Но никто не соглашался стать его мамой, и никто не мог сказать, где ее искать. И вот однажды далеко в джунглях мамонтенку и обезьянке повстречалась слониха. Она была так похожа на мамонтенка, что он радостно бросился к ней и закричал: «Мама, наконец-то я тебя нашел!» Слониха была очень доброй и сразу согласилась стать мамой мамонтенка. Так мамонтенок нашел свою маму и уже больше никогда ее не терял.

Ведущий. Ребята, понравилась вам сказка? А как вы думаете, бывает ли так, чтобы у человека никого не было? Как вы считаете? А у вас есть кто-нибудь родной? Как мы называем одним словом этих людей? Что такое семья? У всех ли людей есть родители, семья? Хорошо или плохо, что у человека есть семья? А зачем человеку семья? Как относятся к своим детям родители? А дети к родителям?

После обсуждения вопросов психолог делает вывод: семья — это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители. Родители очень любят своих детей, даже когда они почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо.

Игра «Дружная семья»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет.

Ведущий. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

Ведущий. Спасибо. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 6. «Моя семья» (2)

Задачи: формирование чувства принадлежности к своей семье; творческое самовыражение.

Материалы: бумага; цветные карандаши; краски; аудиокассета с записью спокойной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами говорили о том, для чего человеку нужна его семья, и сегодня я хочу предложить вам продолжить эту тему. Давайте сыграем с вами в игру.

Игра «Любящие родители»

Дети делятся на пары. Звучит колыбельная. Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка папе. Теперь он качает малыша, а мама глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.

Ведущий. Спасибо, у вас очень здорово получилось. А как вас укладывают спать ваши мама и папа? Вы хотели бы, чтобы вас тоже так укачивали ваши родители? Какая у вас семья? Кто с вами живет? Давайте сейчас каждый из вас нарисует свою семью и расскажет о ней. Но, прежде чем вы начнете рисовать, давайте поиграем.

Игра «Верно — не верно!»

Ведущий. Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.

— Семья — это все мои друзья и знакомые.

— Семья — это я.

— Мои родители могут быть младше меня.

— Бабушка — это мама моей мамы.

— Дедушка — это папа моего папы.

— Семья — это люди, которые любят друг друга.

— Бабушка и дедушка — это мои родители.

— Я — дочь мамы и папы.

— Всем людям нужна семья.

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья. Как раз сегодня мы и будем рисовать свою семью.

Дети рисуют три рисунка: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев». Во время рисования можно включить спокойную музыку.

После того как рисунки будут готовы, дети рассказывают о них, и занятие заканчивается.

ЗАНЯТИЕ 7. «Я и другие»

Задачи: развитие навыков общения; повышение самооценки; гармонизация внутреннего состояния.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, я рада вас видеть! Я предлагаю начать наше сегодняшнее занятие с того, что каждый по очереди скажет соседу справа что-нибудь хорошее, какой-нибудь комплимент. А тот, к кому обратятся, в ответ скажет: «Спасибо, я тоже думаю, что я…» (повторит сказанное ему), а затем подкрепит еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…» Итак, начнем. Здравствуй, Катя, ты рисуешь очень красивые рисунки.

Здорово! Можете садиться на свои места. А теперь давайте немного поиграем. Я буду говорить, что надо делать, а вы будете выполнять. Встаньте все те, кто…

— любит бегать,

— радуется хорошей погоде,

— имеет младшую сестру,

— любит дарить цветы (и т.д.).

Какие вы все внимательные! Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным, кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? (и т.д.)

Мы очень многое узнали сегодня друг о друге. А кто может рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке или дедушке?

Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать подробнее и о себе, выделяя и отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

Ведущий. Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным — клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впередистоящего) и теперь предлагает нам погулять.

Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия:

— подняться и сойти со стула;

— проползти под столом;

— обогнуть широкое озеро;

— пробраться через дремучий лес;

— прятаться от диких животных.

Главное условие — дети не должны отцепляться друг от друга.

Ведущий. Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем свободно двигаться. Но пока мы гуляли, мы оказались на чудесной поляне. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам очень захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать.

Дети ложатся на ковер.

— Закройте глаза… Глубоко вдохните… Выдохните… Мы лежим на чудесной поляне и видим над собой голубое небо. Слушаем, как поют птицы… шелестит трава… журчит ручей… Вот на соседний цветок села прекрасная бабочка… Вы видите, какие у нее замечательные разноцветные крылышки. Вот мы почувствовали аромат спелой земляники и свежеиспеченного хлеба — его испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники… Шелковая трава нежно щекочет нам руки… ноги… лицо… Кто услышит прикосновение, может открыть глаза.

Психолог легонько прикасается к детям.

А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 8. «Волшебная Страна Чувств»

Задачи: закрепление знаний об эмоциях; развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства; развитие самоинтереса; повышение самооценки.

Материалы: заготовки масок с прорезями для глаз; краски; кисти; стаканы с водой; вырезанные из различных журналов и книг картинки; клей; свеча; аудиокассета с записью спокойной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вам рассказать очень интересную историю о жизни жителей одной очень необычной страны — волшебной Страны Чувств.

Дети располагаются удобнее, и психолог читает сказку.

ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ
(авторская)

Где-то далеко-далеко есть волшебная страна, где правит королева Эмоция. Придворными у нее были Чувства. Жителям этой волшебной страны жилось очень хорошо, ведь слуги Чувства всегда приходили им на помощь в трудных ситуациях.

Но однажды случилось несчастье — в волшебную страну прилетел злой волшебник Безлик и заколдовал всех слуг. Он украл у них их замечательные и такие разные лица, и все Чувства стали совершенно одинаковыми и абсолютно беспомощными.

(Психолог показывает детям заготовку маски.)

Теперь жители волшебной страны не могли обратиться за помощью к слугам Чувствам, ведь они не знали, какой слуга может помочь в той или иной беде. Долго королева Эмоция искала, как можно помочь горю, пока однажды не прочитала в Волшебной Книге, что расколдовать ее придворных могут лишь обыкновенные дети, такие, как вы, которые согласятся отправиться в ее волшебную страну и превратиться в волшебных художников.

Ведущий. Ребята, а вы хотите помочь королеве Эмоции и жителям волшебной страны? Давайте с помощью волшебной свечи отправимся в Страну Чувств и поможем расколдовать слуг королевы Эмоции.

Дети передают свечу по кругу.

Вот мы и очутились в волшебной стране и превратились в волшебных художников. Каждый художник может расколдовать одного слугу Чувство. Для этого вам понадобятся волшебные материалы, которые лежат на столе.

Включается аудиозапись спокойной музыки. Каждый ребенок берет заготовку маски и с помощью вырезанных картинок, клея и красок «оживляет» ее.

Да, ребята, вы оказались настоящими волшебниками. Давайте познакомимся, какие слуги Чувства появились в нашей волшебной стране, как их зовут, какой у них характер?

Дети по очереди представляют свои маски, рассказывают о них.

Спасибо! Сегодня нам пора возвращаться домой, но на следующем занятии мы обязательно отправимся снова в волшебную страну и встретимся со слугами Чувствами, королевой Эмоцией и жителями волшебной страны. Вернуться домой мы можем так же, как и попали сюда, — с помощью нашей волшебной свечи.

Дети снова передают по кругу зажженную свечу. Психолог прощается с ними, занятие заканчивается.

ЗАНЯТИЕ 9. «Волшебные маски»

Задачи: развитие интереса к себе; повышение самооценки.

Материалы: оформленные на прошлом занятии маски.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами путешествовали в волшебную страну и каждый из вас расколдовал одного слугу Чувство. Мы уже немного познакомились с расколдованными Чувствами. Сейчас мы снова отправимся в волшебную страну и познакомимся с ними поближе. А попадем мы в волшебную страну с помощью нашей волшебной свечи.

Дети передают по кругу зажженную свечу.

Ну вот мы снова встретились с жителями волшебной страны. Кто же живет здесь? Сейчас все сказочные жители разделятся на пары и расскажут друг другу, как их зовут, какой у них характер, увлечения, интересы.

Дети с помощью психолога разбиваются на пары и, держа маску перед лицом, рассказывают, как зовут маску, какие у нее есть хорошие качества. Затем дети в своих парах меняются масками и от имени полученной маски стараются повторить то, что услышали, сохраняя интонации говорившего.

Какие замечательные жители живут в волшебной стране! Здесь, наверное, происходит много всяких интересных историй. Давайте сейчас все вместе расскажем какую-нибудь историю о жителях волшебной страны.

Дети по кругу рассказывают сказку с участием своих героев. Если вначале дети затрудняются придумать сюжет сказки, психолог оказывает помощь, затем дети рассказывают самостоятельно. Также можно помочь завершить сказку.

— Замечательные события происходят в волшебной стране. Но нам пора возвращаться.

Дети передают по кругу зажженную свечу.

Вот мы снова дома. Но не грустите, когда-нибудь мы еще отправимся в волшебную страну и встретимся с ее волшебными жителями. А сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!

ЗАНЯТИЕ 10. «Мальчик, который не умел играть»

Задачи: показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми; вскрыть и обсудить проблему понимания человека человеком.

Материалы: карточки с изображениями фантастических животных; бумага; цветные карандаши; аудиокассета с записью спокойной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра «Ответить — не ответить»

Группа стоит в круге. Один из детей (водящий) выходит за дверь. С группой договариваются о том, что, когда водящий входит и здоровается с кем-либо, этот ребенок демонстративно отворачивается (или начинает разговаривать с кем-то другим). После нескольких попыток игра прекращается, психолог извиняется перед водящим, все отвечают на его приветствие.

Проводится обсуждение игры. При обсуждении водящего просят рассказать о своих чувствах во время игры. Об этом также спрашивают тех, кто в игре не отвечал на приветствие.

Ведущий. А сейчас располагайтесь поудобнее и приготовьтесь слушать сказку.

Психолог читает сказку, показывая карточки с нарисованными чудесными животными.

СКАЗКА О МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЛ ИГРАТЬ
(С.А. Черняева)

Жил-был мальчик. Звали его Петя-вредина. Да, конечно, имя его было просто Петя, но его настолько давно прозвали врединой, что просто Петей его уже никто не называл. А все дело в том, что Петя не умел играть. Он не признавал никаких правил, если они ему не нравились, а обычно это так и было. Он не любил никому уступать и всегда хотел не того, что другие дети. В конце концов он так надоел остальным, что они уходили как можно дальше, как только Петя-вредина выходил погулять. Пете было решительно не с кем дружить. Но он не огорчался. «Мне не нужны их дурацкие забавы, я считаю, что не должен играть так, как хотят они, — думал Петя, — у меня будет что-нибудь такое, что они сами запросятся поиграть, а я еще подумаю. А это будет… будет…» И Петя представил себе замечательное животное: передние его лапки были крошечные, их было семь, и каждая держала по маленькому колокольчику. Задние лапы были сильные, с крепкими копытами, голов было две — обе с розовыми гривами и с белым рогом посреди лба.

— Меня зовут Единорог семь колокольчиков, — сказало чудесное животное, — дай я тебя покатаю.

Петя охотно согласился. И весь день провел с Единорогом семь колокольчиков. Но, отправляясь домой, Петя даже не сказал Единорогу «до свидания». И на следующий день на дворе его не увидел. Но теперь он знал, что делать. На этот день ему составил компанию Змеелев, который показывал ему фокусы. На следующее — быстро бегающий Летучий Свинслик; с ним Петя бегал наперегонки, а летать ему запретил из вредности. А еще на следующий день Петя-вредина вспомнил про других ребят. «Пусть они не думают, что я так легко оставлю их в покое, — мечтал Петя, — я придумаю такое…»

И придумал. Новое животное было очень страшным: с красной гривой, пятнистым телом, пастью, полной больших острых зубов. Оно выжидательно зевнуло.

— Что ты здесь торчишь? — закричал на него Петя. — Ты ребят ищи!

— Во-первых, — визгливым голосом проверещало животное, — не кричи на меня. Я тебе не кто-нибудь, а Опудало, и со мной так нельзя! Во-вторых, я никого искать не собираюсь. Ты меня придумал, и тебе самому придется со мной играть. Лучше не начинай меня сердить, а то узнаешь, что такое мои когти и зубы. А уж если я всерьез рассержусь, — заявило Опудало, — то я тебя просто съем.

— Ну ладно, — испугался Петя, — скажи, как ты хочешь играть.

И целый день Петя ползал, бегал, стоял смирно по команде чудовища, надеясь, что назавтра он сумеет выдумать что-нибудь поприятнее. Вечером, когда он собрался уйти, Опудало загородило ему дорогу: «Ты что такой невежливый? Если ты не скажешь «до свидания», я тебя проглочу!» И Петя сказал. В результате на следующее утро Опудало поджидало его во дворе. И еще на следующее утро тоже. А вечером сказало: «А почему это я должно ночевать во дворе? Я хочу играть с тобой и ночью — то-то будет весело!» Петя взмолился: «Дорогое Опудало, я не успел приготовить тебе помещение, подожди до завтра». «Ишь какой! — возмутилось Опудало и больно хлестнуло Петю колючим хвостом, — Смотри мне, только до завтра». Грустно поплелся домой Петя — ему осталась одна ночь, чтобы что-нибудь придумать.

* * *

Петя думал всю ночь. Сначала он хотел придумать другое страшное чудовище, которое могло бы победить жуткое Опудало. Но что с ним делать потом? Думал Петя и о том, чтобы вернулись Единорог-семь колокольчиков, Змеелев и Свинслик, но понял, что добрые звери не справятся с Опудалом. Петя хотел попробовать помириться с ребятами, но не знал, как это сделать. И чем помогут ребята, тоже не знал. На какое-то мгновение пришла идея рассказать обо всем маме. Но вдруг Опудало съест маму?

Дальше Петя думать не стал — Опудало просто нельзя пускать домой. «Может быть, самому не выходить? Заболеть или даже умереть, но как бы не навсегда — пусть только исчезнет страшная выдумка. Но ведь это я выдумал Опудало, — устыдился вдруг Петя. — Не зря ребята прозвали меня врединой, если я смог придумать такой ужас, значит, этот ужас есть во мне самом».

— Еще чего, снова возник в его ушах визгливый голос, — мы с тобой одно, будем жить вместе и все будут нас бояться.

— И мама тоже?

— А что такое мама? У… маменькин сыночек!

— Ты не смеешь оскорблять мою маму!

— Я все смею. Я — это ты!

Петя испугался. «Неужели я такой ужасный?! Наверно, да, ведь я не хотел играть с Опудалом — оно меня заставило. И ребята не хотят со мной играть. Но, может быть, я не всегда такой? Я же придумывал и других зверей — добрых и веселых. Если это ужасное Опудало меня не съест, я постараюсь стать другим, даже если мне придется играть так, как хотят ребята. Я больше не буду врединой, — пообещал сам себе Петя. — А что делать сейчас?!»

И Петя решился: если я хочу исправиться, я начну сейчас — я не буду врать Опудалу, что приготовлю ему помещение, а скажу ему так: «Спасибо тебе, Опудало. Теперь я понимаю, какой я, ты меня многому научило. Если хочешь, попробуем вместе стать другими — такими, чтобы с нами хотели играть». Петя очень боялся, но понимал, что другого выхода у него нет. Весь дрожа, он шагнул во двор, навстречу чудовищу.

Во дворе никого не было.

Ведущий. Ребята, как вы думаете, почему исчезло чудовище? А скажите, пожалуйста, можно ли придумывать друзей? Что значит «уметь играть с другими»? Что делать, если тебе не нравятся правила игры? Что в сказке запомнилось вам больше всего? Нарисуйте, пожалуйста, то, что запомнилось вам больше всего.

Включается запись спокойной музыки, и дети рисуют то, что понравилось, запомнилось больше всего. Затем дети рассказывают о своих рисунках, и занятие заканчивается.

Читать полностью

Литература

1. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. Мн.: Вышэйшая школа, 2004.

2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001.

3. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. — СПб.: Речь, 2002.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2001.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2002.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000.

7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. — СПб.: Речь, 2001.

8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1997.

9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. — М.: Генезис, 2000.

10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.

11. Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М.: Гном и Д, 2001.

12. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. — СПб.: Речь, 2005.

13. Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. — Мн., 2003.

14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч.2. — М.: Генезис, 2001.

15. Фопель К. Энергия паузы. — М.: Генезис, 2001.

16. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2003.

17. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

Категория: Статьи педагогов | Добавил: teremok (16.05.2014)
Просмотров: 595 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Наши коллеги
МДОУ "д/с п.Молодежный"
МДОУ "Большереченский д/с"
МДОУ"Гороховский д/с";
МДОУ"Горячеключевской д/с"
МДОУ"Еловский д/с"
МДОУ"Карлукский д/с"
МДОУ "Листвянский д/с"
МДОУ "Листвянский №3 д/с"
МДОУ "Максимовский д/с"
МДОУ "Малоголоустненский д/с"
МДОУ "Мамоновский д/с"
МДОУ "Марковский д/с"
МДОУ "Никольский д/с"
МДОУ "Оёкский д/с"
МДОУ "Патроновский д/с"
МДОУ "Пивоваровский д/с"
МДОУ "Плишкинский д/с"
МДОУ "Ревякинский д/с"
МДОУ "Смоленский д/с"
МДОУ "Уриковский д/с"
МДОУ "Хомутовский д/с"
МДОУ "Хомутовский №2 д/с"
МДОУ "Ширяевский д/с"