Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования "Усть - Кудинский детский сад"
Меню сайта
Страницы педагогов
Категории раздела
Статьи педагогов [16]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки



Главная » Статьи » Статьи педагогов

Музыка и дети

Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности очень привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее  художественной и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня.

     Дошкольный возраст очень важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. В этом возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешным станет его  нравственно-эстетическое развитие.

В дошкольном возрасте в процессе слушания музыки у детей формируется умение выслушать до конца произведение, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер.

Программа детского сада предусматривает слушание классических произведений на музыкальных занятиях.  Преимущественно это произведения русских и советских композиторов (П.И.Чайковский, М.И.Глинка, Д.Б. Кабалевский, М.П. Мусоргский, С.С. Прокофьев, А.Т. Гречанинов, и др.) Благодаря беседе о музыке, дети  пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так дети узнают, что композитор –это человек, который сочиняет музыку, вальс –это танец, шарманка – старинный музыкальный инструмент и т.д. Детский запас слов обогащается новыми словами, выражениями, характеризующими настроение,  чувства, переданные в музыке.Дети подбирают к веселой музыке слова – веселая, радостная, забавная, смешная. К грустной – нежная, задумчивая, плавная, ласковая, грустная.

Б.В. Асафьев подчеркивал, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи». Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого хорошо использовать контрастные музыкальные произведения (марш-танец-колыбельная).

Учитывая то, что в повседневной жизни дети слушают лишь современную, эстрадную музыку, а на музыкальных занятиях  невозможно в полной мере познакомиться с классической музыкой, родителям следует приобщать ребенка к шедеврам музыкальной культуры в семье.

Давая слушать детям музыку, необходимо помнить, что дети могут внимательно слушать музыку в течение небольшого отрезка времени, поэтому  на слушание необходимо отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. Многие зарубежные и советские композиторы-классики сочиняли музыку специально для детей (Чайковский, Шуман, Прокофьев,Сен-Санс, Дебюсси и др.).  Кроме этого, О.П. Радынова рекомендует слушать классические произведения разного времени – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов – классиков, тем самым формировать у детей эталоны красоты.   

Многие педагоги признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.

Способность музыки оказывать влияние на эмоциональные состояния человека способствовало становлению метода музыкальной терапии. В настоящее время музыкотерапия стала очень популярна, доказана ее эффективность на практике в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. 

Еще в древности  знали, что искусство обладает лечебным эффектом. А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции – усиливает метаболизм (обмен веществ), усиливает или уменьшает мускульную энергию, изменяет дыхание, кровяное давление, дает физическую основу для эмоций.

Сегодня список музыкальных произведений, имеющих подтвержденные врачами целебные свойства, насчитывает сотни наименований.

Все произведения Моцарта развивают умственные способности у детей. Многие произведения Чайковского снимают неврозы и раздражительность. Профилактику утомляемости проводят с помощью «Утра» Грига, «Рассвета над Москвой-рекой» Мусоргского, романса  Чайковского «Вечерний звон». Творческий импульс придают «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк»,  «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна. Расслаблению способствует прослушивание «Вальса» Шостаковича,   музыкальных иллюстраций Свиридова к повести Пушкина «Метель». «Свадебный марш» Мендельсона нормализует кровяное давление и сердечную деятельность, а сюита «Пер Гюнт» Грига - сон и работу мозга.Соната №7 Бетховена благотворно влияет на лечение гастрита.  Многие произведения успокаивают нервы: Бах, Соната соль минор, ч.1; Шопен, Соната №3 соч.4; Рахманинов, 1-й концерт, ч.1; Шопен, Ноктюрн ми бемоль мажор, соч. 9, ч. 2; Шуберт, 7-ая симфония до мажор, ч. 2; Чайковский «Времена года»:«Февраль»; Ф.Лист, Ноктюрн №3; Моцарт, 25-ая симфония, ч. 2; Шопен, Вальс №2.

Кандидат педагогических наук О.П.Соломенникова приводит свидетельства того, что музыка стимулирует развитие ребенка и его интеллекта. Приводится список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

- Ф.Шопен, вальсы И.Штрауса, А.Рубинштейн – чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

- Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Й.Брамс – чтобы успокоиться;

- И.С. Бах от напряжения в отношениях;

- В.А.Моцарт, Ф.Лист, А.Хачатурян – для поднятия жизненного тонуса, активности;

- П.И.Чайковский, Л.Бетховен – поднимает настроение;

- И.С.Бах, Й.Гайдн – уменьшают злобность;

- П.И.Чайковский, К.Дебюсси, Ф.Мендельсон – концентрация внимания.

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости  ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность.

Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности, а также оказывает благоприятное воздействие на его эмоциональную сферу.

Приобщая детей к классической музыке, мы формируем основы музыкальной культуры. Если вам хочется, чтобы у ребёнка сформировался хороший музыкальный вкус – послушайте вместе с ним классическую музыку!

Категория: Статьи педагогов | Добавил: teremok (26.03.2014)
Просмотров: 600 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Наши коллеги
МДОУ "д/с п.Молодежный"
МДОУ "Большереченский д/с"
МДОУ"Гороховский д/с";
МДОУ"Горячеключевской д/с"
МДОУ"Еловский д/с"
МДОУ"Карлукский д/с"
МДОУ "Листвянский д/с"
МДОУ "Листвянский №3 д/с"
МДОУ "Максимовский д/с"
МДОУ "Малоголоустненский д/с"
МДОУ "Мамоновский д/с"
МДОУ "Марковский д/с"
МДОУ "Никольский д/с"
МДОУ "Оёкский д/с"
МДОУ "Патроновский д/с"
МДОУ "Пивоваровский д/с"
МДОУ "Плишкинский д/с"
МДОУ "Ревякинский д/с"
МДОУ "Смоленский д/с"
МДОУ "Уриковский д/с"
МДОУ "Хомутовский д/с"
МДОУ "Хомутовский №2 д/с"
МДОУ "Ширяевский д/с"