Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования "Усть - Кудинский детский сад"
Меню сайта
Страницы педагогов
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки



Главная » 2015 » Октябрь » 11 » Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников
19:52
Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников

Экспериментирование является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово "эксперимент"произошло от греческого experimentum, что означает проба, опыт. В современном словаре иностранных слов определение: эксперимент — это:

1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;

2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования и вызывают у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Поисково-познавательная деятельность предполагает решение следующих задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощьюнаглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, людей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования — способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах:

  • непосредственно образовательная деятельность,
  • совместная деятельность педагога и воспитанника,
  • самостоятельная деятельность детей.

При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:

1. соблюдать технику безопасности;

2. проводить опыты, эксперименты дошкольников под руководством взрослого;

3. рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной действительности;

4. использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.

Для активизации процесса экспериментирования можно задать проблемные вопросы:

  • Почему карандаш рисует, а палочка нет? ;
  • Что будет, если снег принести в комнату? ;
  • Почему шарик катится, а кубик нет? ;
  • Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч) ;
  • Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький) ;
  • Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок) ;
  • Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок) ;
  • Какая вода? (свойства воды) ;
  • Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве) ;
  • Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска) ;
  • Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета) ;
  • Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т. д.

Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по трем взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.) ;
  • неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.) ;
  • человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.) .

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • Видеть и выделять проблему;
  • Принимать и ставить цель;
  • Решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
  • Высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
  • Фиксировать этапы действий и результаты графически.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом дети испытывают большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения тех или иных вопросов. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Просмотров: 320 | Добавил: teremok | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив 

Архив записей
Наши коллеги
МДОУ "д/с п.Молодежный"
МДОУ "Большереченский д/с"
МДОУ"Гороховский д/с";
МДОУ"Горячеключевской д/с"
МДОУ"Еловский д/с"
МДОУ"Карлукский д/с"
МДОУ "Листвянский д/с"
МДОУ "Листвянский №3 д/с"
МДОУ "Максимовский д/с"
МДОУ "Малоголоустненский д/с"
МДОУ "Мамоновский д/с"
МДОУ "Марковский д/с"
МДОУ "Никольский д/с"
МДОУ "Оёкский д/с"
МДОУ "Патроновский д/с"
МДОУ "Пивоваровский д/с"
МДОУ "Плишкинский д/с"
МДОУ "Ревякинский д/с"
МДОУ "Смоленский д/с"
МДОУ "Уриковский д/с"
МДОУ "Хомутовский д/с"
МДОУ "Хомутовский №2 д/с"
МДОУ "Ширяевский д/с"